СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
Срубная культура (рис. 12 – 16), к которой их по ряду оснований(керамика, утварь
и проч.) возводят(Артамонов1950; Кривцова-Гракова1955; и др.), появилась там вXV в., а
на век-два раньше– в Нижнем Поволжье(Мерперт1985; Чередниченко1986; Пятых1994).
Это подкурганные погребения в простых ямах или в«срубах» (бревна в могиле выложены
низким срубом); керамика острореберная– на тулове резкий перегиб; орнамент– эскизно-геометрический, врезными линиями. Погребения как правило впускные, то есть для них
использованы готовые курганы более ранних культур– ямной и катакомбной– как холмы.
Покойники лежат сильно скорченные на левом боку. Культура эта распространена в
лесостепной местности, есть и поселения. Хозяйство в основном скотоводческое(крупный
рогатый скот и овцы), но есть и свидетельства земледелия.
Господствует убеждение, что именно этой культуре скифы обязаны своим
ираноязычием. Надежных доказательств, по сути, нет.
Во-первых, за последние десятилетия поздние этапы срубной культуры усилиями
Э. С. Шарафутдиновой, И. Н. Шарафутдиновой, О. Р. Дубовской и др. были выделены как
отдельные культуры– сабатиновская, белозерская, хвалынская, две черногоровские
(западная и восточная) с новочеркасской, причем относительно сабатиновской и
белозерской отрицается их генетическая связь со срубной. Толковое профессиональное
изложение этой ситуации проделано А. Ю Алексеевым и Н. К. Качаловой в совместной с С.
Р. Тохтасьевым работе«Киммерийцы» (1993). Для спасения обозримости и типологической
организованности этого хаоса была выдвинута идея срубной культурной общности(или
области), включающей все эти культуры(Мерперт1985). Но эта идея работает только на
культурном уровне, не на этническом. Она не отменяет возможности того, что, скажем
сабатиновская и белозерская культуры принадлежат к иному этносу по сравнению со
срубной. А они хронологически отделяют срубную культуру от черногоровской и
раннескифской.
Во-вторых, и в скифской культуре наследие срубной культуры не столь уж
однозначно фиксируется. Многие черты кочевой скифской культуры восходят к
катакомбной культурной среде(способ погребения скифов-царских, состав стада и др. –
см. Клейн1963; 1980), но нет надежных оснований возводить вместе с ними к катакомбной
культуре ираноязычие скифов. Положение осложняется еще и тем, что важные
компоненты скифской культуры(вооружение, искусство«звериного стиля»)
сформировались вVIII веке и первоначально в Средней Азии или Южной Сибири или
Центральной и Внутренней Азии (Ильинская1976; Грязнов1978; 1983; Куклина1985; 17 -
48; Алексеев1992; Ковалев1996; Kovalev 1999), и многие исследователи считают, что
скифы прибыли оттуда с своим кочевым бытом и своим языком. А некоторые черты
искусства сложились под влиянием переднеазиатских культур, полученным, видимо, во
время походовVIII - VII века(Артамонов1968; 1974: 45 – 46; Блэк1976). Пока никто не
связывал с этим происхождение скифского языка, но в принципе и это можно было бы
предположить, поскольку мидяне там к этому времени уже находились, и это за Араксом.
Ситуация классическая: корни одной из иранских культур исторического времени(т.
е. раннежелезного века) уходят в разные стороны, и нет надежного критерия определить, с
которой из них связана языковая преемственность.