http://ПЕрсыИРАНЦЫ

Персы

Мидяне

Скифы

Савроматы

ИСТОРИЯ

1. Историческое предание. Ираноязычные народы– это прежде всего языковая
общность. За ее сложением стоит период древней исторической общности и– как ее
отражение– культурной. Различия современных иранских языков говорят о ее разделении
и распаде. Но иранские языки всё еще занимают огромную(на заре истории сплошную) 
территорию(рис. 1),  так  что  разделение  было  не  столько  географическим,  сколько
социально-географическим.  Не  на  всей  этой  территории  иранцы  расселились
одновременно, и проследить их по историческим сведениям не во всех районах удается
равно глубоко. 
В  Западном  Иране  и  в  Закавказье(вокруг  озера  Урмия)  иранцы
засвидетельствованы историческим преданием и массовой ономастикой сIX века до н. э., 
в  Мидии– сVIII века(Дьяконов  И. 1956;  Дьяконов  М. 1961;  Грантовский1962; 1970; 
Оранский1979; Medvedskaya 1982). 
Создателями Персидской империи Ахеменидов в античное время(рис. 2) были
персы,  иранская  народность,  чей  язык  отложился  в  клинописной  письменности, 
расшифрованной  вXIX веке.  Сами  персы  жили  в  южной  части  своей  империи– у
Персидского залива. Наряду с Персией иранская государственность в античную эпоху была
представлена в разное время Мидией, Парфией и Бактрией. 
Мидия  занимала  территорию  нынешних  Азербайджана,  Курдистана  и  соседние
земли Ирана– все в основном южнее Каспийского моря. Народность мада упоминается в
ассирийских надписях сIX века до н. э., в концеVII в. мидяне в союзе с Вавилоном
разрушили ассирийское царство, а вVI – Мидийское царство было завоевано Персией. 
Язык мидян также принадлежал к числу иранских. К юго-востоку от Каспийского моря в
империи  Ахеменидов  находилась  провинция  Парфия,  заселенная  иранской  же
народностью парфян, упоминаемой уже вVI в. до н. э. в Бехистунской надписи Дария как
парсхава.  ВIII  в.  до  н.  э.  туда  подселилось  племя  парна  из  Средней  Азии,  и  вскоре
парфяне создали свою империю, существовавшую сIII в. до н. э. поIII в. н. э. Между
средним течением р. Окса(Аму-Дарьи) и Гиндукушем после Александра Македонского
располагалось  Бактрийское  царство(Бактрия-Согдиана),  от  которого  остались
ираноязычные надписи и рукописные тексты. Но культура этой местности одна сVIII до н. 
э., так что ираноязычные бактрийцы, видимо, населяли эту местность уже тогда. Часть ее
южнее  Окса,  по  реке  Мургаб,  составляла  Маргиана– Маргуш.  Похоже,  что  в  этой
культурной среде действовал пророк Заратуштра и сформировался зороастризм. 
В районе низовий Аму-Дарьи вXI – XIII н. э. располагалось царство хорезм-шахов с
центром в Хорезмском оазисе, позже там было Хивинское ханство. ВVI - IV вв. до н. э. 
Хорезм  составлял  часть  иранской  империи  Ахеменидов,  а  по  сообщениям  античных
источников, еще раньше хоразмии входили в степную конфедерацию массагетов Средней
Азии. СIV в. до н. э. в Хорезме самостоятельные цари, сI – II вв. н. э. своя чеканка монет. 
Судя  по  личным  именам,  хорезмийцы  были  родственны  согдийцам  и  менее  близко– 
скифам. 
Скифы Северного Причерноморья(VII – III вв. до н. э., рис. 3 - 4) говорили на
иранском языке– это установлено анализом скифских имен и отдельных глосс в текстах
греческих авторов и в надписях(Миллер1887; Vasmer 1923; Абаев1958 – 79; 1965). По
Геродоту, скифы пришли из Азии, переправившись«через Аракс». Исследователи долго
гадали,  что  это  за  река– то  ли  Волга,  то  ли  Урал,  то  ли  Аму-Дарья,  но  я  привел
доказательства того, что это сообщение– результат путаницы. Аракс– это Аракс, та река, 
которая  еще  и  сегодня  так  называется  в  Закавказье.  Геродот  ошибся-  рассказ  о
возвращении скифов через Кавказ из их похода в Азию(тем же путем) он принял за их
вторжение  в  Северное  Причерноморье,  поскольку,  судя  по  восточным  сообщениям, 
походов было два, а он знал только второй(см. Клейн1951; 1975). Подробности конца
первого  похода  совпадают  с  деталями  его  описания  вторжения.  Этот  мой  пересмотр
источников был принят моим учителем М. И. Артамоновым(1970; 1971а; 1971б; 1974). 
Из  этого  сбоя  у  Геродота  проистекает  его  столкновение  легенд:  с  легендой  о
«приходе» скифов(как видим, искусственной) конкурирует легенда об их исконности в
Северном  Причерноморье,  которую  они  рассказывали  сами.  Подобное  противоречие  в
мифологической системе скифов маловероятно. Так или иначе, на легенды в этом вопросе
положиться нельзя. 
В степях между Доном и Енисеем, а также на Сыр-Дарье и Аму-Дарье античные
авторы помещают савроматов(позже передвинувшихся на запад– на Украину), саков, 
массагетов и другие племена, в которых по их личным именам и обычаям можно узнать
тоже иранцев(Bailey 1958). И это вроде бы согласуется с их приходом из Азии. 
Самые  древние  сведения  об  ираноязычных  народах  дает  Авеста