АНДРОНОВСКИЕ КУЛЬТУРЫ

Начало  скифского(сакского)  времени  в  Приуралье,  Средней  Азии  и  Западной
Сибири– тожеVIII - VII века, но срубные памятники бронзового века здесь(в западной
части  этого  ареала) тоже  есть(к  ним  возводят  савроматов– Смирнов1957; 1964) а
основные для этих мест в позднем бронзовом веке андроновские памятники(Сорокин
1966; Максименков1978; Кузьмина1985) близки им по типу и культуре. От них выводят
местных  саков  и  другие  племена(Акишев1973), а  также  иранские  народы  Ирана, 
Афганистана  и  Пакистана(Грантовский1971);  Смирнов  и  Кузмина  берут  шире: 
индоиранские, т. е. все арийские (Смирнов и Кузьмина1977; Кузьмина1986). 
Андроновская культура была выделена на Енисее С. А. Теплоуховым в1923 г. 
После Отечественной войны наI Уральском археологическом совещании К. В. Сальников
предложил деление андроновской культуры на два варианта– Федоровский и Алакульский
(по раскопкам двух могильников под Челябинском), сочтя эти варианты хронологическими
этапами  развития  андроновской  культуры(был  еще  и  третий– замараевский).  Для
федоровского  характерны  трупосожжения  и  горшок  с  округлым  плечом  и  богатым
орнаментом,  а  для  алакульского– трупоположения  и  горшок  с  уступчатым  плечом, 
орнамент похож на федоровский(рис. 17 - 19). В60-е гг. Э. А. Федорова-Давыдова(1964: 
92) сообразила, что это не хронологические варианты, а территориальные, и поставила
вопрос о том, чтобы считать их отдельными культурами(рис. 20 - 21). А еще раньше А. А. 
Формозов предложил называть всю совокупность памятников не андроновской культурой, а
андроновской  культурной  общностью.  В  середине60-х  андроновскую  керамическую
орнаментацию  изучила  С.  В.  Зотова(1965),  предположившая,  что  в  этой  богатой
орнаментации  отразились  ковровые  орнаменты  с  родовыми  знаками.  Алакульская
орнаментация основана на прямоугольной сетке с вертикальной осью, а федоровская– на
косоугольной, ромбической сетке(рис. 22). Коль скоро так, эти различия орнаментации
могут служить этническим признаком. 
Кроме  этих  двух-трех  был  выделен  еще  ряд  вариантов– кожумбердинский, 
атликасинский, атасуский, дандыбаевский, черкасскульский, алексеевский и др., их тоже
можно именовать и отдельными культурами, но две первых культуры– алакульская и
федоровская– составляют основной массив памятников. 
Из двух основных андроновских культур, алакульской и федоровской, особенно
близка срубной западная, алакульская. Андроновская культура в Казахстане возникла(или
андроновские культуры возникли), по представлениям недавнего времени, примерно вXVI 
веке(Смирнов и Кузьмина1977) – ныне датировки сдвинулись, культуры удревнились на
несколько веков(начало падает наXVII век). Обе степные культурные общности, срубная и
андроновская, около Х века до н. э. проникают на юг Средней Азии(туда, где теперь живут
таджики и в окрестные места), и«эпоха варварской оккупации» предгородских центров 
этого  района(Х– VII  вв.  до  н.  э.)  рассматривается  как  время  его  иранизации
(Мандельштам1966; Kuzmina 1976; 1985; Литвинский1981). 
Не  менее  сложно  обстоит  дело  с  происхождением  андроновских  культур. 
Федоровское  население  везде  в  местах  своего  обитания  оказывается  пришлым.  Для
алакульской  культуры  Г.  Б.  Зданович(1988)  выделил  самые  ранние  памятники– 
петровского типа(рис. 23 - 24). А в1973 г. похожий на него  могильник Новый Кумак под
Орском был раскопан К. Ф. Смирновым. Одновременно в Челябинской области экспедиция
В.  Ф.  Генинга  обнаружила  могильник  Синташта  того  же  времени– во  всех  этих
местонахождениях просторные ямы с погребениями знати, о чем свидетельствуют(рис. 25 
- 26) захороненные вместе с ними кони и колесницы(колеса со спицами). Погребения
колесничих, аналогичные этим, в конце80-х были раскопаны и в Волго-Донском регионе– 
это памятники потаповского типа. Вообще изображения колесниц найдены на срубных и
андроновских  сосудах(рис. 27).  Датировка  всех  этих  памятников  была  определена
Смирновым  и  Кузьминой  в  пределахXVII – XVI вв.  до  н.  э.  как  новокумакский
хронологический горизонт, а культура алакульская начинается с этого петровского этапа, 
который был увязан генетически с абашевской культурой и культурой многоваликовой
керамики(обе расположены западнее). 
Таким  образом,  выявляется  западный  импульс  в  формированиии  андроновской
общности. 
Смирнов,  Кузьмина,  Генинг  и  многие  другие  рассматривали  колесницы  из
Синташты как боевые и выводили из них воен