АНДРОНОВСКИЕ КУЛЬТУРЫ
Начало скифского(сакского) времени в Приуралье, Средней Азии и Западной
Сибири– тожеVIII - VII века, но срубные памятники бронзового века здесь(в западной
части этого ареала) тоже есть(к ним возводят савроматов– Смирнов1957; 1964) а
основные для этих мест в позднем бронзовом веке андроновские памятники(Сорокин
1966; Максименков1978; Кузьмина1985) близки им по типу и культуре. От них выводят
местных саков и другие племена(Акишев1973), а также иранские народы Ирана,
Афганистана и Пакистана(Грантовский1971); Смирнов и Кузмина берут шире:
индоиранские, т. е. все арийские (Смирнов и Кузьмина1977; Кузьмина1986).
Андроновская культура была выделена на Енисее С. А. Теплоуховым в1923 г.
После Отечественной войны наI Уральском археологическом совещании К. В. Сальников
предложил деление андроновской культуры на два варианта– Федоровский и Алакульский
(по раскопкам двух могильников под Челябинском), сочтя эти варианты хронологическими
этапами развития андроновской культуры(был еще и третий– замараевский). Для
федоровского характерны трупосожжения и горшок с округлым плечом и богатым
орнаментом, а для алакульского– трупоположения и горшок с уступчатым плечом,
орнамент похож на федоровский(рис. 17 - 19). В60-е гг. Э. А. Федорова-Давыдова(1964:
92) сообразила, что это не хронологические варианты, а территориальные, и поставила
вопрос о том, чтобы считать их отдельными культурами(рис. 20 - 21). А еще раньше А. А.
Формозов предложил называть всю совокупность памятников не андроновской культурой, а
андроновской культурной общностью. В середине60-х андроновскую керамическую
орнаментацию изучила С. В. Зотова(1965), предположившая, что в этой богатой
орнаментации отразились ковровые орнаменты с родовыми знаками. Алакульская
орнаментация основана на прямоугольной сетке с вертикальной осью, а федоровская– на
косоугольной, ромбической сетке(рис. 22). Коль скоро так, эти различия орнаментации
могут служить этническим признаком.
Кроме этих двух-трех был выделен еще ряд вариантов– кожумбердинский,
атликасинский, атасуский, дандыбаевский, черкасскульский, алексеевский и др., их тоже
можно именовать и отдельными культурами, но две первых культуры– алакульская и
федоровская– составляют основной массив памятников.
Из двух основных андроновских культур, алакульской и федоровской, особенно
близка срубной западная, алакульская. Андроновская культура в Казахстане возникла(или
андроновские культуры возникли), по представлениям недавнего времени, примерно вXVI
веке(Смирнов и Кузьмина1977) – ныне датировки сдвинулись, культуры удревнились на
несколько веков(начало падает наXVII век). Обе степные культурные общности, срубная и
андроновская, около Х века до н. э. проникают на юг Средней Азии(туда, где теперь живут
таджики и в окрестные места), и«эпоха варварской оккупации» предгородских центров
этого района(Х– VII вв. до н. э.) рассматривается как время его иранизации
(Мандельштам1966; Kuzmina 1976; 1985; Литвинский1981).
Не менее сложно обстоит дело с происхождением андроновских культур.
Федоровское население везде в местах своего обитания оказывается пришлым. Для
алакульской культуры Г. Б. Зданович(1988) выделил самые ранние памятники–
петровского типа(рис. 23 - 24). А в1973 г. похожий на него могильник Новый Кумак под
Орском был раскопан К. Ф. Смирновым. Одновременно в Челябинской области экспедиция
В. Ф. Генинга обнаружила могильник Синташта того же времени– во всех этих
местонахождениях просторные ямы с погребениями знати, о чем свидетельствуют(рис. 25
- 26) захороненные вместе с ними кони и колесницы(колеса со спицами). Погребения
колесничих, аналогичные этим, в конце80-х были раскопаны и в Волго-Донском регионе–
это памятники потаповского типа. Вообще изображения колесниц найдены на срубных и
андроновских сосудах(рис. 27). Датировка всех этих памятников была определена
Смирновым и Кузьминой в пределахXVII – XVI вв. до н. э. как новокумакский
хронологический горизонт, а культура алакульская начинается с этого петровского этапа,
который был увязан генетически с абашевской культурой и культурой многоваликовой
керамики(обе расположены западнее).
Таким образом, выявляется западный импульс в формированиии андроновской
общности.
Смирнов, Кузьмина, Генинг и многие другие рассматривали колесницы из
Синташты как боевые и выводили из них воен